Нарматыўная прававая база

ОДОБРЕНО

Постановление коллегии

Министерства образования

Республики Беларусь

10.05.2022 № 4.11

 

     Государственный школьный стандарт

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий Государственный школьный стандарт (далее – Стандарт) разработан на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства.
  2. Цель Стандарта – обеспечение эффективности образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.
  3. Настоящий Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях общего среднего образования (далее – учреждения образования).
  4. В настоящем Стандарте применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.
  5. Настоящий Стандарт регламентирует вопросы организации образовательного процесса и взаимодействия его участников посредством установления требований к ресурсным (кадровым и материально-техническим) и иным условиям реализации образовательных программ общего среднего образования, поведению и взаимодействию участников образовательного процесса в целях укрепления дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества участников образовательного процесса.

ГЛАВА 2

ПОЛНОМОЧИЯ, ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ

  1. Функционирование учреждения образования обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Учреждение образования в сфере общего среднего образования самостоятельно в осуществлении образовательной деятельности, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии локальных правовых актов, иной деятельности в пределах, установленных актами законодательства и уставом учреждения образования.
  3. Учреждение образования в зависимости от вида и в соответствии с актами законодательства вправе:

реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении;

создавать условия для организации учебно-тренировочного процесса или организовывать учебно-тренировочный процесс в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;

передавать функции по обеспечению деятельности государственным учреждениям, созданным исполнительными комитетами областного и базового территориальных уровней, для обеспечения деятельности подчиненных им бюджетных организаций;

         осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению общего среднего образования;

осуществлять проверку подлинности документа об образовании (свидетельства об общем базовом образовании) путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

  1. Учреждения образования обязаны обеспечивать:

         качество образования;

         подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

         соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;

         создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся;

разработку правил внутреннего распорядка в общежитиях;

создание безопасных условий пребывания учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования в здании и на территории учреждения образования (пропускной режим, перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию учащимися, иные меры);

моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

         меры социальной защиты учащихся;

         создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи, проживания (при необходимости) учащихся;

         участие в формировании контрольных цифр приема;

         ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

получение законными представителями несовершеннолетних учащихся информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, а также информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

         содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.

  1. Локальные правовые акты учреждения образования не должны противоречить ее уставу и актам законодательства.
  2. Использование при реализации образовательных программ общего среднего образования методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, не допускается (запрещается).
  3. При реализации инновационного проекта должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных образовательными стандартами общего среднего образования.
  4. Учреждение образования несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его полномочиям, за жизнь и здоровье учащихся, педагогических и иных работников учреждения образования во время образовательного и воспитательного процессов, реализацию не в полном объеме образовательных программ общего среднего образования в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
  5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности учреждение образования и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

ГЛАВА 3

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. В учреждении образования должны быть созданы условия для реализации образовательного процесса:

учебно-методическое обеспечение;

кадровое обеспечение;

материально-техническая база.

  1. Кадровые условия реализации образовательных программ общего среднего образования в учреждениях образования предусматривают:

укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками в соответствии со штатным расписанием;

должностные инструкции педагогических, руководящих и иных работников;

непрерывное профессиональное образование педагогических, руководящих и иных работников;

аттестацию.

  1. Учреждения образования должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами.
  2. Должностная инструкция, квалификационные требования для каждой занимаемой должности должны соответствовать должностным обязанностям, установленными актами законодательства.
  3. Непрерывное профессиональное образование педагогических работников обеспечивается посредством освоения ими содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже чем один раз в три года.
  4. Квалификационные категории (учитель-методист, высшая, первая, вторая) присваиваются учителям по результатам аттестации, порядок проведения которой установлен актом законодательства в сфере образования.
  5. В учреждениях образования при необходимости создаются условия для сетевой формы взаимодействия с организацией, предоставляющей ресурсы, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования в целях освоения их содержания учащимися.
  6. Материально-технические условия реализации образовательных программ общего среднего образования должны обеспечивать:

возможность достижения учащимися, установленных образовательными стандартами общего среднего образования требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения содержания образовательных программ общего среднего образования;

создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включения в проектную, исследовательскую деятельность, иные виды социально значимой деятельности;

эффективное использование в образовательном процессе современных информационно коммуникационных технологий;

внедрение электронных сервисов, используемых:

педагогическими работниками при организации, осуществлении и анализе результатов образовательного процесса;

учащимися на учебных занятиях (занятиях), при выполнении домашних заданий, в проектной и исследовательской деятельности;

законными представителями несовершеннолетних учащихся как участниками образовательного процесса;

  1. В учреждениях образования должны быть:

помещения, кабинеты, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса.

помещения для занятий физической культурой и спортом;

помещение медицинского назначения;

иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

  1. Приобретение и поставка средств обучения и воспитания для оснащения учреждений образования, финансируемых за счет средств местных бюджетов, для обеспечения реализации образовательных программ общего среднего образования, может осуществляться за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных актами законодательства, в рамках государственной программы развития системы образования.
  2. Размещение учреждений образования и их территория; планировочная структура зданий; санитарно-техническое благоустройство; освещение помещений, оборудование и содержание помещений; организация образовательного и воспитательного процессов; распорядок дня; медицинское обеспечение учащихся; организация питания учащихся, размещение и устройство объектов питания, оборудование, инвентарь и посуда, личная гигиена работников; транспортировка и хранение продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания; рационы питания учащихся; технология приготовления блюд в объектах питания учащихся должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  3. В учреждениях образования должны соблюдаться требования актов законодательства к:

пожарной безопасности;

транспортному обеспечению учащихся;

организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения учреждений образования;

организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования;

установленным срокам и необходимым объемам текущего и капитального ремонта.

  1. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования.

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения образования (с территории учреждения образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения образования от противоправных посягательств.
  2. Инструкция о пропускном режиме в учреждении образования утверждается его руководителем.
  3. Пропускной режим в учреждения образования должен предусматривать:

установление работникам учреждения образования режима рабочего времени, определяемого правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);

принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;

определение порядка доступа в здание учреждения образования работников, обучающихся и их законных представителей, должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей;

определение перечня предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимися в период пребывания в учреждения образования;

установление порядка движения транспорта на территории учреждения образования;

определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;

ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

  1. Доступ работников, обучающихся и их законных представителей, иных посетителей в здание учреждения образования и обратно производится через пост дежурного (сторожа, вахтера).
  2. Круглосуточный доступ в здание учреждения образования разрешается:

руководителю учреждения образования, его заместителю;

персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций, а также лицам, осуществляющим дежурство (сторожам, вахтерам).

  1. Доступ в здание учреждения образования должностных лиц обслуживающих организаций, иных посетителей осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, регистрации данных посетителя сторожем (вахтером) в журнале регистрации посетителей с указанием цели посещения.
  2. Проезд служебного автотранспорта (вывоза твердых бытовых отходов, доставки продуктов, иное) осуществляется согласно графику. Служебный автотранспорт по доставке оборудования и материалов пропускается на территорию учреждения образования при предъявлении товарно-транспортной накладной и (или) путевого листа.
  3. Личный автотранспорт на территорию учреждения образования не пропускается.
  4. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях, а также при внезапном возникновении состояний, требующих экстренного или неотложного медицинского вмешательства, специальный транспорт пропускается на территорию учреждения образования беспрепятственно.
  5. При чрезвычайных ситуациях пропускной режим в здание учреждения образования ограничивается для всех лиц, кроме задействованных в ликвидации чрезвычайной ситуации.
  6. После ликвидации чрезвычайной ситуации организация пропускного режима возобновляется.
  7. Ответственность за организацию пропускного режима возлагается на руководителя учреждения образования или его заместителя.

 

ГЛАВА 5

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. 40. Учащиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149;

уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования в соответствии с Уставом учреждения образования (далее – Устав);

отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

создание благоприятных условий для самообразования;

объективную оценку знаний;

сохранение места в учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом учреждения образования;

получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых учреждением образования;

получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

участие в органах ученического самоуправления в учреждении образования;

защиту от любых противоправных посягательств;

неприкосновенность личности.

  1. 41. Учащиеся обязаны:

соблюдать Устав, выполнять решения Совета учреждения образования, иных органов самоуправления учреждения образования, Правила, требования администрации и педагогических работников;

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников учреждения образования;

находиться в учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);

покидать территорию учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного администратора);

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;

посещать классные и информационные часы;

участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;

решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, администрации учреждения образования;

бережно относиться к имуществу учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;

заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;

немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену администрации) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);

заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;

размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;

соблюдать деловой стиль одежды;

использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;

иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;

аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;

еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;

предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;

соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.

  1. 42. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:

не выполнять требования педагогических работников;

курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу учреждения образования и других лиц;

приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;

нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса,  применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;

пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;

пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;

пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;

проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;

разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других учащихся, мешать проведению учебного занятия;

употреблять во время  учебных занятий пищу и напитки;

пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;

в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;

во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;

покидать учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) администрацией учреждения.

  1. 43. Иные права и обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

 

ГЛАВА 6

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

  1. Порядок посещения учащимися учебных занятий.

Учебные занятия, классные и информационные часы проводятся по расписанию или в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, и являются обязательными для посещения всеми учащимися.

При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия.

Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным.

В случае, если учащийся не выполняет требования учителя, нарушает дисциплину во время урока, учитель информирует об этом дежурного администратора и учащийся удаляется с урока в сопровождении дежурного администратора.

В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, последний может проинформировать об этом дежурного администратора.

Дежурный администратор вызывает в учреждение образования законного представителя учащегося, а при необходимости – сотрудника территориального органа внутренних дел.

Дежурный администратор после изучения ситуации вправе разрешить учащемуся присутствовать на последующих уроках.

В случае, если законный представитель не прибывает в учреждение образования в краткие сроки, дежурный администратор вправе забрать учащегося с любого последующего урока для разбирательства по прибытии законного представителя в учреждение образования. 

В случае невыполнения домашнего задания по какой-либо причине, учащийся до начала урока обязан сообщить об этом учителю.

Не позднее чем за 5 минут до начала урока каждый учащийся:

занимает место в учебном кабинете (классе), определенное классным руководителем;

готовит необходимые для работы на уроке учебники и учебные принадлежности;

ставит на бесшумный режим устройство мобильной связи (интернет-связи), кладет его в предназначенное для этого приспособление (коробку), которое может находиться на отдельно стоящем столе или столе учителя.

Учащийся, опоздавший на урок, обязан объяснить учителю причину опоздания.

Во время урока учащиеся внимательно слушают объяснения учителя и ответы других учащихся, не допуская комментариев и реплик с места.

При ответе на вопрос учителя учащийся встает. С разрешения учителя возможен ответ сидя.

О своей готовности к ответу либо о возникшем в ходе объяснения учителем материала вопросе учащийся информирует, поднимая руку.

Дополнения и исправления ответов других учащихся возможны только с разрешения учителя.

Во время проведения контрольных и самостоятельных работ учащийся выполняет их самостоятельно. Помощь других учащихся не допускается. Разрешается пользоваться только теми материалами, которые перечислены учителем. В случае нарушения этих правил, учитель имеет право изъять у учащегося работу и оценить только ту часть работы, которая выполнена учащимся самостоятельно.

Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.

Звонок об окончании урока дается для информирования учителя и учащихся об окончании занятия. Учащиеся покидают класс только с разрешения учителя.

Для занятий на уроках физической культуры и здоровья учащиеся переодеваются в спортивную форму.

По окончании урока учащиеся наводят порядок на рабочем месте, забирают свои устройства мобильной связи (интернет-связи).

  1. 45. В случае пропуска занятий по болезни, учащийся или законные представители информируют классного руководителя о причине отсутствия в устной форме.

В день выхода на занятия учащийся предъявляет пояснения об уважительности причины пропуска занятий.

 

Уважительной причиной считается:

болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);

экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);

пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);

участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).

  1. 46. Дежурство учащихся.

В учреждении образования из числа учащихся VII-XI классов назначаются дежурные, которые помогают дежурному администратору, дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.

В каждом классе назначается в соответствии с графиком дежурный по классу, который во время перемены помогает учителю подготовить класс к уроку: раздает учебные пособия и тетради учащихся, помогает подготовить к уроку иные учебно-методические пособия.

Из числа учащихся VII-X классов назначаются дежурные по столовой, которые перед раздачей пищи моют руки с мылом, надевают головные уборы, фартуки.

  1. Порядок нахождения учащихся на перемене.

Перемена предназначена:

для перехода в другой кабинет (при необходимости) в соответствии с расписанием учебных занятий;

отдыха и физической разминки;

приема пищи;

проветривания класса, для чего учащимся необходимо выйти из класса;

подготовки к уроку, иное;

При движении по коридорам, лестницам, проходам учащимся необходимо придерживаться правой стороны.

Во время перерывов учащимся запрещается:

шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода конфликтных ситуаций;

кататься в учреждении образования и на его территории на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения;

употреблять непристойные выражения и жесты в адрес других учащихся, других лиц, запугивать, заниматься вымогательством. Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

  1. Порядок нахождения в местах массового пребывания.

48.1. Столовая.

В столовую учащиеся ходят организованно, в сопровождении учителя, который проводил урок.

Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.

Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд.

Употреблять блюда, напитки, продукты питания, приобретенные в столовой, буфете и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Во время приема пищи учащиеся должны соблюдать культуру питания.

Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду в специально отведенные места.

48.2. Спортивный зал.

Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием его работы.

Посещение занятий в спортивном зале допускается только в спортивной форме и сменной обуви.

Запрещается находиться в спортивном зале без учителя, воспитателя группы продленного дня, иного педагогического работника.

Занятия во внеурочное время в спортивном зале организуются по расписанию спортивных секций.

48.3. Санитарные комнаты.

При пользовании санитарными комнатами учащиеся должны соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены;

Запрещается задерживаться в санитарной комнате без надобности, а также сорить, курить, принимать пищу, напитки, бросать в раковины и унитазы посторонние предметы.

48.4. Гардероб.

По окончании занятий (учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих, в объединениях по интересам), внеклассных мероприятий учащиеся под руководством учителя, проводившего занятия, идут в гардероб. Учащиеся в порядке очередности забирают свою одежду, соблюдая порядок и меры безопасности.

В случае обнаружения пропажи одежды или обуви, учащийся обязан сообщить о случившемся классному руководителю или дежурному администратору.

Учащиеся не оставляют в карманах верхней одежды ключи от дома, деньги, проездные документы, устройства связи (интернет связи) иные ценные вещи.

В случае обнаружения оставленных и (или) забытых кем-то в гардеробе вещей учащиеся передают их вахтеру или дежурному учителю.

  1. Порядок посещения учащимися мероприятий во внеучебное время.

Учащимся запрещается опаздывать на мероприятия, проводимые во внеучебное время.

Присутствие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, лиц, не обучающихся в этом учреждении образования, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).

Учащиеся, присутствующие на мероприятиях, проводимых во внеучебное время в учреждении образования, и лица, не обучающиеся в этом учреждении образования, допущенные к участию в мероприятии, должны иметь опрятный внешний вид, соответствующий возрасту макияж.

Не разрешается присутствие в верхней одежде и головных уборах на мероприятиях, проводимых в актовом, спортивном залах, иных помещениях учреждения образования.  

Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном ответственным за проведение мероприятия.

Учащиеся обязаны соблюдать инструкции о мерах безопасности для учащихся, предусмотренные для конкретного мероприятия, и выполнять в полном объеме требования ответственного за проведение мероприятия.

К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристическим походам – с разрешения медицинского работника.

Общественно полезный труд учащихся во внеурочное время проводится не ранее чем через 30 мин после окончания уроков. Продолжительность общественно полезного труда и виды работ устанавливаются Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

  1. Требования к внешнему виду учащегося.

Учащиеся обязаны придерживаться делового стиля одежды, предназначенного для посещения ими учебных занятий в учреждениях образования, с учетом общих (одинаковых) элементов одежды,  в том числе и наличие «эмблемы» на элементах одежды делового стиля.

Совет учреждения образования имеет право выбора единой модели, цвета и качества тканей, из которых изготовливается одежда делового стиля.

 

В зимнее время в комплект одежды могут входить трикотажный свитер или жилет.

При посещении учащимися учебных занятий не допускаются:

спортивная одежда и обувь, предназначенные для занятий физической культурой и спортом;

вещи, имеющие яркие, вызывающие рисунки;

грязная, мятая (неопрятная) и иная одежда, не предназначенная для посещения учреждения образования;

верхняя одежда и головные уборы;

обилие бижутерии, наличие пирсинга, яркого экстравагантного макияжа и цвета волос, праздничных причесок и аксессуаров, отражающих символику музыкальных групп и различных направлений молодежной субкультуры и спортивных клубов.

Спорные вопросы, связанные с внешним видом учащегося, решает администрация учреждения образования.

 

ГЛАВА 7

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ИНТЕРНЕТ-СВЯЗИ)

 

  1. В здании учреждения образования учащиеся обязаны ставить устройства мобильной связи (интернет-связи) в режим вибровызова или бесшумный режим.
  2. Во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи (интернет-связи) должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.

Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.

  1. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
  2. В случае однократного нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи), учащийся должен написать объяснительную записку с указанием причины нарушения настоящих Правил. Классным руководителем (учителем) учащемуся делается запись в дневник.
  3. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося. В учреждение образования приглашаются родители (законные представители), и после беседы с директором (членом администрации) им возвращается устройство мобильной связи (интернет-связи). На учащегося налагается взыскание, определяемое директором учреждения образования.

 

ГЛАВА 8

ПООЩРЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. В качестве поощрения к учащимся могут применяться следующие меры:

объявление благодарности;

награждение грамотой;

награждение ценным подарком;

занесение на доску Почета учреждения образования;

написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего учащегося;

иные меры.

  1. Поощрение объявляется приказом руководителя учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле учащегося.
  2. За совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение устава и правил для учащихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

  1. 60Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к учащемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
  2. 61. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования.

 

 

ГЛАВА 9

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ

  1. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» и иными актами законодательства законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе.

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

сопровождать учащихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.

иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

 

ГЛАВА 10

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

  1. В своей деятельности педагогические работники руководствуются Этическими правилами педагогических работников учреждений образования Республики Беларусь.
  2. Педагогические работники в соответствии с актами законодательства имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в управлении учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;

бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе.

  1. Иные права педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования.
  2. 67.Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

пропагандировать здоровый образ жизни среди учающихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

  1. Иные обязанности педагогических работников устанавливаются в соответствии с актами законодательства учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
  2. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), учащимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
  3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.

Правілы

ўнутранага распарадку для вучняў

Дзяржаўнай установы адукацыі

“Грыцэвіцкая сярэдняя школа Клецкага раёна”

 

ГЛАВА 1

 АГУЛЬНЫЯ ПАЛАЖЭННІ

 

  1. Правілы ўнутранага распарадку для вучняў (далей – Правілы) распрацаваны ў адпаведнасці з Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, Дзяржаўным школьным стандартам, Статутам Дзяржаўнай установы адукацыі “Грыцэвіцкая сярэдняя школа Клецкага раёна” (далей – Установа), іншымі нарматыўнымі прававымі актамі.
  2. Мэта Правіл  - забеспячэнне эфектыўнасці адукацыйнага працэсу, бяспечных умоў знаходжання вучняў ва ўстанове агульнай сярэдняй адукацыі, умацаванне дысцыпліны і правапарадку, дасягнення адносін супрацоўніцтва, узаемападтрымкі паміж усімі ўдзельнікамі адукацыйнага працэсу ў мэтах забеспячэння даступнасці і якасці агульнай сярэдняй адукацыі, паспяховай сацыялізацыі вучняў у дынамічных умовах лічбавага грамадства, падрыхтоўкі да ўсвядомленага выбару прафесіі і прадаўжэння адукацыі на працягу жыцця.
  3. Даныя Правілы абавязковыя для прымянення ўсімі ўдзельнікамі адукацыйнага працэсу (далей – удзельнікамі адукацыйнага працэсу).
  4. У даных Правілах прымяняюцца тэрміны і іх азначэнні                           ў значэннях, устаноўленых Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, іншымі актамі заканадаўства.
  5. Даныя Правілы рэгламентуюць пытанні арганізацыі адукацыйнага працэсу і ўзаемадзеяння яго ўдзельнікаў з дапамогай устанаўлення патрабаванняў да рэсурсных (кадравых і матэрыяльна - тэхнічных) і іншых умоў рэалізацыі адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі, паводзінаў і ўзаемадзеяння ўдзельнікаў адукацыйнага працэсу                        ў мэтах умацавання дысцыпліны і правапарадку ва ўстанове адукацыі, стварэння атмасферы ўзаемаразумення і супрацоўніцтва ўдзельнікаў адукацыйнага працэсу.

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРАВЫ І АБАВЯЗКІ ВУЧНЯЎ

  1.   Вучні маюць права на:

атрыманне     адукацыі ў   адпаведнасці   з адукацыйнымі праграмамі

агульнай сярдняй адукацыі;

          стварэнне спецыяльных умоў для атрымання адукацыі з улікам асаблівасцей іх псіхічнага развіцця;

          атрыманне дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі ў адпаведнасці з Кодэксам і ў парадку, вызначаным Палажэннем аб установе дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі, зацверджаным пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 25 чэрвеня 2022 г. № 149;

          павагу сваёй чалавечай годнасці, абарону ад прымянення фізічнага і (ці) псіхічнага насілля, жорсткіх, грубых  зносін, прыніжэння;

ахову жыцця і здароўя ў час адукацыйнага працэсу;

карыстанне падручнікамі (вучэбнымі дапаможнікамі) ў адпаведнасці

з заканадаўствам;

бясплатнае  карыстанне бібліятэкай,  вучэбнай  і  спартыўнай   базай;

удзел  у   кіраванні   ўстановай  адукацыі  ў адпаведнасці са Статутам

установы адукацыі;

         адпачынак на перапынках, арганізацыю дасугавай дзейнасці ў час канікул;

        стварэнне спрыяльных  ўмоў для самаадукацыі;

        аб’ектыўную ацэнку ведаў;

        захаванне месца ва ўстанове адукацыі ў выпадку накіравання для навучання і лячэння ў санаторную школу-інтэрнат;

         навучанне на ўроках фізічнай культуры і здароўя ў адпаведнасці з групай здароўя;

         наведванне стымулюючых (падтрымліваючых) заняткаў;

         выбар факультатыўных заняткаў у межах устаноўленых вучэбным планам установы адукацыі колькасці гадзін факультатыўных заняткаў і з улікам максімальна дапушчальнай нагрузкі на аднаго вучня, устаноўленымі спецыфічнымі санітарна-эпідэміялагічнымі патрабаваннямі да зместу і эксплуатацыі ўстановы адукацыі;

         вывучэнне асобных прадметаў на павышаным узроўні ў адпаведнасці з вучэбным планам установы адукацыі;

         атрыманне  дадатковых адукацыйных паслуг (у тым ліку платных) з ліку  паслуг, якія аказвае ўстанова адукацыі;

         атрыманне гарачага харчавання ў парадку, вызначаным заканадаўствам;

удзел   у   алімпіядах,   конкурсах,   турнірах,     канферэнцыях і

іншых адукацыйных мерапрыемствах, спартыўна-масавых, фізкультурна-аздараўленчых, іншых мерапрыемствах;

заахвочванне за поспехі ў вучэбнай, спартыўна-масавай, грамадскай,

навуковай  дзейнасці, а таксама ў іншых адукацыйных мерапрыемствах;

         атрыманне сацыяльна-педагагічнай падтрымкі і  псіхалагічнай  дапамогі;

удзел  у   дзіцячых,  маладзёжных  і  іншых  грамадскіх  аб’яднаннях,

дзейнасць якіх не супярэчыць заканадаўству Рэспублікі Беларусь;

         удзел у органах вучнёўскага самакіравання ва ўстанове адукацыі;

абарону ад любых супрацьпраўных замахаў;

недатыкальнасць асобы.

  1. Вучні абавязаны:

захоўваць    Статут,    выконваць    рашэнні     органаў  самакіравання

ўстановы адукацыі, правілы, патрабаванні адміністрацыі і педагагічных работнікаў;

         паважаць гонар і годнасць усіх удзельнікаў адукацыйнага працэсу, работнікаў установы адукацыі;

знаходзіцца     на       працягу     часу,      прадугледжанага раскладам 

заняткаў (вучэбных, факультатыўных, аб’яднанняў па інтарэсах, іншых);

         пакідаць тэрыторыю ў час заняткаў  толькі з дазволу класнага кіраўніка  (дзяжурнага адміністратара);

добрасумленна   і   адказна   адносіцца да засваення зместу вучэбных

праграм па вучэбных прадметах, праграм выхавання, своечасова  і   якасна 

выконваць дамашнія заданні, грамадскія даручэнні;

         наведваць класныя і інфармацыйныя гадзіны;

         удзельнічаць у мерапрыемствах грамадска карыснай працы;

         вырашаць  спрэчныя    і     канфліктныя     пытанні      на   прынцыпах

узаемнай павагі, з улікам поглядаў усіх (друіх) удзельнікаў спрэчкі, пры неабходнасці звяртацца за дапамогай да настаўніка, класнага кіраўніка, спецыялістаў сацыяльна-педагагічнай і пісхалагічнай службы, адміністрацыі  ўстановы адукацыі;

         беражліва адносіцца да маёмасці ўстановы адукацыі, падтрымліваць чысціню і парадак ва Ўстанове і на яе тэрыторыі;

        беражліва адносіцца да энергарэсурсаў, берагчы цяпло, электрычнасць, ваду;

         клапаціцца пра сваё здароўе, бяспеку і жыццё акружаючых, імкнуцца да маральнага, духоўнага і фізічнага развіцця, самаўдасканалення;

         паведамляць настаўніку (класнаму кіраўніку) ці дзяжурнаму настаўніку (члену адміністрацыі) аб атрыманні мікратраўмы, траўмы   ці    

         пагаршэнне агульнага стану свайго здароўя на ўроках, занятках ці пры правядзенні мерапрыемстваў (пазакласных, пазашкольных, спартыўна-масавых, грамадска карыснай працы);

        своечасова (напярэдадні ці за некалькі дзён)  паведамляць класнаму кіраўніку аб плануемым наведванні ўстановы аховы здароўя; у экстрэнных (незапланаваных) выпадках адсутнасці на ўроках тэрмінова паведамляць класнаму кіраўніку аб факце і прычыне сваёй адсутнасці;

        размяшчаць  прылады сувязі, інтэрнэт-сувязі перад пачаткам вучэбных заняткаў у спецыяльна адведзеных месцах;

        захоўваць дзелавы стыль адзення;

          выкарыстоўваць адзенне для заняткаў фізічнай культурай згодна з санітарнымі нормамі, спецыяльнае адзенне на уроках працоўнага навучання, мерапрыемствах грамадска карыснай працы;

         мець на уроках неабходныя вучэбныя прылады;

         мець акуратныя і разборліва падпісаныя рабочыя сшыткі і сшыткі для кантрольных работ па прадметах;

        акуратна і разборліва запісваць ў дзённік расклад урокаў на тыдзень наперад, у канцы кожнага ўрока – дамашняе заданне;

        кожны тыдзень здаваць дзённік на праверку класнаму кіраўніку;

        прадастаўляць дзённік па першаму патрабаванню педагагічнаму работніку ўстановы адукацыі;

        захоўваць правілы паводзін у бібліятэцы і правілы карыстання бібліятэчным фондам.

  1. Вучням ва ўстанове адукацыі і на яе тэрыторыі катэгарычна забараняецца:
  • не выконваць патрабаванні педагагічных работнікаў;
  • курыць, ужываць алкагольныя (слабаалкагольныя) напоі і піва, таксічныя і наркатычныя рэчывы, выкарыстоўваць ненарматыўныя выразы, спазняцца на вучэбныя заняткі без уважлівых прычын, наносіць шкоду  маёмасці;

прыносіць    агнястрэльную   зброю    любога     віду,  газавую зброю,

боепрыпасы любога віду ці выбуховыя рэчывы (іх імітатары ці муляжы), хімічныя, атрутныя, вогненебяспечныя рэчывы, табачныя вырабы, электронныя сістэмы курэння, вадкасці для электронных сістэм курэння, сістэмы для ўжывання тытуню, запалкі,алкагольныя, слабалкагольныя напоі ці піва, наркатычныя сродкі, псіхатропныя рэчывы, іх прэкурсары і аналагі, таксічныя ці іншыя адурманьваючыя рэчывы і прэпараты, якія могуць нанесці шкоду маёмасці і здароўю акаляючых, а атксама прылады для азартных гульняў;

         парушаць дысцыпліну ў ходзе адукацыйнага працэсу, прымяняць фізічную сілу і знявагу ў адносінах другіх яго ўдзельнікаў;

         прапускаць заняткі без уважлівых прычын і своечасовага інфармавання класнага кіраўніка ці дзяжурнага адміністратара з наступным прад’яўленнем адпаведнага дакумента класнаму кіраўніку;

         карыстацца прыладамі мабільнай сувязі, інтэрнэт-сувязі, музыкальнымі калонкамі, гульнёвымі прыладамі ў час адукацыйнага працэсу без дазволу педагогаў;

         прапагандаваць, захоўваць і распаўсюджваць сродкамі мабільнай, інтэрнэт-сувязі інфармацыю, якая змяшчае жорсткасць, гвалт;

         праводзіць здымкі ў час правядзення вучэбных заняткаў, класных гадзін, пазакласных мерапрыемстваў без дазволу адміністрацыі, класнага кіраўніка, настаўніка-прадметніка;

        гаварыць у час вучэбных заняткаў, выкрыкваць нецэнзурныя словы і выразы,  адцягваць увагу другіх  вучняў, перашкаджаць правядзенню вучэбных заняткаў;

        ужываць у час вучэбных заняткаў ежу і напоі;

        перасаджацца за другую парту без дазволу настаўніка;

        у падручніках рабіць якія-небудзь запісы, маляваць, вырываць з іх старонкі;

          пакідаць установу адукацыі да заканчэння вучэбных заняткаў без узгаднення з класным кіраўніком і (ці) адміністрацыяй установы.

  1. Іншыя правы і абавязкі вучняў устанаўліваюцца Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, іншымі лакальнымі актамі заканадаўства, лакальнымі нарматыўнымі прававымі актамі ўстановы адукацыі.

ГЛАВА 3

ПРАВІЛЫ ПАВОДЗІН ВУЧНЯЎ

  1. Парадак наведвання вучнямі вучэбных заняткаў:

         Вучэбныя заняткі, класныя і інфармацыйныя гадзіны праводзяцца па раскладзе і ў адпаведнасці з графікам, зацверджаным кіраўніком установы адукацыі, і з’яўляюцца абавязковымі для наведвання ўсімі вучнямі.

         Пры ўваходзе настаўніка ў клас вучні ўстаюць ў знак прывітання.

         Выкананне патрабаванняў настаўніка на ўроку з’яўляецца для вучняў абавязковым і безумоўным.

         У выпадку, калі вучань не выконвае патрабаванні настаўніка, парушае дысцыпліну ў час урока, настаўнік інфармуе аб гэтым дзяжурнага адміністратара і вучань удаляецца з урока ў суправаджэнні дзяжурнага адміністратара.

        У выпадку, калі патрабаванні настаўнікам парушаюць правы вучня, апошні можа інфармаваць аб гэтым дзяжурнага адміністратара.

        Дзяжурны адміністратар пасля вывучэння сітуацыі мае права дазволіць вучню прысутнічаць на наступных уроках.

         У выпадку, калі законны прадстаўнік не прыбывае ва ўстанову адукацыі ў кароткія тэрміны, дзяжурны адміністратар мае права забраць вучня з любога наступнага ўрока для разбіральніцтва па прыбыцці законнага прадстаўніка ва ўстанову адукацыі.

       У выпадку невыканання дамашняга задання па якой-небудзь прычыне, вучань да пачатку  ўрока абавязаны паведаміць аб гэтым настаўніка.

        Не пазней чым за 5 хвілін  да пачатку ўрока кожны вучань:

       займае месца ў вучэбным кабінеце, вызначаным класным кіраўніком;

          рыхтуе неабходныя для работы на ўроку падручнікі і вучэбныя прылады;

         ставіць на бясшумны рэжым прыладу мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі), кладзе яго ў вызначанае месца (каробку), якая можа знаходзіцца на асобным стале ці стале настаўніка;

         Вучань, які спазніўся на ўрок, абавязаны растлумачыць настаўніку прычыну спазнення.

         У час урока вучні ўважліва слухаюць тлумачэнні настаўніка і адказы другіх вучняў, не дапускаючы каментарыяў і рэплік з месца.

         Пры адказе на пытанне настаўніка вучань устае. З дазволу настаўніка можа адказваць седзячы.

         Аб сваёй гатоўнасці да адказу ці ўзнікшым у ходзе тлумачэння настаўнікам матэрыялу на пытанне вучань інфармуе, падымаючы руку.

        Дапаўненні  і выпраўленні адказаў другіх вучняў магчымы толькі з дазволу настаўніка.

        У час правядзення кантрольных і самастойных работ вучань выконвае іх самастойна. Дапамога другіх вучняў не дапускаецца. Дазваляецца карыстацца толькі тымі матэрыяламі, якія пералічаны настаўнікам. У выпадку парушэння правіл, настаўнік мае права забраць у вучня работу і ацаніць толькі тую частку работы, якая выканана вучнем самастойна.

        У час урока вучань павінен сачыць за сваёй паставай.

         Званок аб заканчэнні ўрока даецца для інфармавання настаўніка і вучняў аб заканчэнні занятка Вучні пакідаюць клас толькі з дазволу настаўніка.

         Для занятаў фізічнай культурай і здароўем вучні пераапранаюцца ў спартыўную форму.

         Па заканчэнні вучні наводзяць парадак на рабочым месцы, забіраюць свае прыстасаванні мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі).

  1. У выпадку пропуску заняткаў па хваробе, вучань ці законны прадстаўнік інфарміруюць класнага кіраўніка аб прычыне адсутнасці ў вуснай форме.

        У дзень выхаду на заняткі вучань прадастаўляе тлумачэнні аб уважлівай прычыне пропуску заняткаў.

       Уважлівай прычынай лічыцца:

        хвароба вучня, наведванне ўрача (прадастаўляецца адпаведная медыцынская даведка);

        тэрміновыя выпадкі ў сям’і, якія патрабуюць асабістага ўдзелу (пацвярджаюцца заявай законных прадстаўнікоў);

         пропуск заняткаў па дагаворы з адміністрацыяй (па пісьмовай заяве законных прадстаўнікоў);

        удзел у прадметных алімпіядах, спаборніцтвах і іншых мерапрыемствах (вызначаюцца загадам установы адукацыі);

  1. Дзяжурства вучняў.

         Ва ўстанове адукацыі з ліку вучняў VІІ-ХІ класаў назначаюцца дзяжурныя, якія дапамагаюць дзяжурнаму адміністратару, дзяжурнаму настаўніку пдтрымліваць дысцыпліну ў час перапынкаў, чысціню і парадак у школе.

         У кожным класе назначаецца ў адпаведнасці з графікам дзяжурны па класе, які ў час перапынкаў дапамагае настаўніку падрыхтаваць кабінет да ўрока: раздае вучэбныя дапаможнікі і сшыткі вучняў, дапамагае падрыхтаваць да ўрока іншыя вучэбна-метадычныя дапаможнікі.

        З ліку вучняў VІІ-ХІ класаў  назначаюцца дзяжурныя па сталовай, якія перад раздачай ежы мыюць рукі з мылам, надзяваюць галаўныя ўборы, фартухі.

  1. Парадак знаходжання вучняў на перапынках.

        Перапынак прадназначаны:

        для пераходу ў другі кабінет (пры неабходнасці) ў адпаведнасці з раскладам вучэбных заняткаў;

        адпачынку і фізічнай размінкі;

        праветрывання кабінета, для чаго вучням неабходна выйсці з памяшкання;

        падрыхтоўкі да ўрока, іншае.

        Пры руху на калідорах, лесвіцах, праходах неабходна прытрымлівацца правага боку.

       У час перапынкаў вучням забараняецца:

        шумець, перашкаджаць адпачываць другім, бегаць па лесвіцах, паблізу аконных праёмаў і ў другіх месцах, не прыстасаваных для гульняў;

        штурхаць адзін аднаго, кідацца прадметамі і прымяняць фізічную сілу для рашэння любога роду праблем;

         ездзіць ва ўстанове адукацыі і на яе тэрыторыі на веласіпедах, самакатах і іншых сродках руху;

         ужываць непрыстойныя  выразы і жэсты ў адрас  любых асоб, запалохваць, займацца вымаганнем.

         Парушэнне данага пункта цягне  за сабой прымяненне мер, прадугледжаных заканадаўствам Рэспублікі Беларусь.

  1. Парадак знаходжання ў месцах масавага прабывання.

         13.1. Сталовая.

         У сталовую вучні ходзяць арганізавана, у суправаджэнні настаўніка, які праводзіў урок.

         Вучні захоўваюць правілы гігіены: уваходзяць у памяшканне сталовай без верхняга адзення, мыюць рукі перад ядой.

         У час прыёму ежы вучні павінны захоўваць культуру харчавання.

         Ужываць ежу і напіткі, набытыя ў сталовай і прынесеныя з сабой, дазваляецца толькі ў сталовай. Дзяжурныя вучні прыбіраюць за сабой сталовыя прыналежнасці і посуд пасля ежы.

         Кожны вучань убірае за сабой сталовыя прылады і посуд ў спецыяльна адведзенае месца.

         13.2. Спартыўная зала.

         Заняткі ў спартыўнай зале арганізуюцца ў адпаведнасці з раскладам яе работы.

         Наведванне заняткаў ў спартыўнай зале дапускаецца толькі ў спартыўнай форме і зменным абутку.

        Забараняецца знаходзіцца ў спартыўнай зале без настаўніка, выхавальніка групы падоўжанага дня, іншага педагагічнага работніка.

        Заняткі ў пазаўрочны час у спартыўнай зале арганізуюцца па раскладзе спартыўных секцый.

        13.3. Санітарныя вузлы.

        Пры карыстанні санітарнымі вузламі вучні павінны захоўваць чысціню і парадак, правілы асабістай гігіены.

       Забараняецца затрымлівацца ў санітарным пакоі без патрэбнасці, а таксама курыць, смяціць, прымаць ежу, напоі, кідаць у ракавіны і ўнітазы пабочныя прадметы.

       32.4. Гардэроб.

       Па заканчэнні заняткаў (вучэбных, факультатыўных, стымулюючых, падтрымліваючых, у аб’яднаннях па інтарэсах), пазакласных мерапрыемстваў вучні пад кіраўніцтвам настаўніка, які праводзіў заняткі, ідуць у гардэроб. Вучні ў парадку чаргі забіраюць сваю вопратку, захоўваючы парадак і меры бяспекі.

       У выпадку выяўлення знікнення адзення ці абутку, вучань павінен паведаміць аб здарэнні класнаму кіраўніку ці дзяжурнаму адміністратару.

        Вучні не пакідаюць у карманах  верхняга адзення ключы ад дома, грошы, дакументы для праезда, прыстасаванні мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) і іншыя каштоўныя рэчы.

        У выпадку выўлення пакінутых і (ці) забытых кімсьці ў гардэробе рэчаў вучні  перадаюць іх вахцёру ці настаўніку.

  1. Парадак наведвання навучэнцамі мерапрыемстваў ў пазаўрочны час.

        Вучням забараняецца спазняцца на мерапрыемствы, якія праводзяцца ў пазаўрочны час.

         Прысутнасць на мерапрыемствах, якія праводзяцца ў пазаўрочны час ва ўстанове адукацыі, асоб, якія не навучаюцца ў гэтай установе адукацыі, дапушчальна толькі з дазволу адказнага за правядзенне мерапрыемства (намесніка дырэктара па вучэбна-выхаваўчай рабоце, дзяжурнага адміністратара ).

         Вучні, якія прысутнічаюць на мерапрыемствах, праводзімых у пазаўрочны час ва ўстанове адукацыі, і асобы, якія не навучаюцца ў гэтай установе адукацыі, дапушчаныя да ўдзелу ў мерапрыемстве, павінны мець ахайны знешні выгляд, адпаведны ўзросту макіяж.

          Не дазваляецца прысутнасць у верхняй вопратцы і галаўных уборах на мерапрыемствах, якія праводзяцца ў актавай, спартыўнай залах, іншых памяшканнях установы адукацыі.

  • Прыход і адыход з мерапрыемства ажыццяўляецца арганізавана, у парадку, устаноўленым адказным за правядзенне мерапрыемства.
  • Вучні абавязаны выконваць інструкцыі аб мерах бяспекі для вучняў, прадугледжаныя для канкрэтнага мерапрыемства, і выконваць у поўным аб’ёме патрабаванні адказнага за правядзенне мерапрыемства.
  • Да заняткаў у спартыўных секцыях, удзелу ў спартыўных спаборніцтвах вучні дапускаюцца з дазволу ўрача, да турыстычных паходаў – з дазволу медыцынскага работніка.

        Грамадска карысная праца вучняў у пазаўрочны час праводзіцца не раней чым праз 30 мінут пасля заканчэння ўрокаў. Працягласць грамадска карыснай працы і віды работ ўстанаўліваюцца Санітарнымі нормамі, правіламі і гігіенічнымі нарматывамі.

  1. Патрабаванні да знешняга выгляду навучэнца.

        Вучні абавязаны прытрымлівацца дзелавога стылю адзення, прызначанага для наведвання імі вучэбных заняткаў ва ўстанове адукацыі, з улікам агульных (аднолькавых) элементаў адзення,  у тым ліку і наяўнасць значка  на элементах адзення дзелавога стылю. Адзенне дзелавога стылю ўключае жылет сіняга колеру.

        Для дзяўчынак (дзяўчат) у камплект адзення   могуць   уваходзіць        жылет сіняга колеру,  спадніца, штаны,  блузка з кароткімі і доўгімі рукавамі, гольф.  У зімні час дапускаюцца трыкатажны світар ці пінжак.

Для хлопчыкаў (юнакоў) у камплект  адзення      могуць    уваходзіць

жылет сіняга колеру,  штаны,  рубашка з кароткімі і доўгімі рукавамі, гальштук. У зімні час дапускаюцца трыкатажны світар ці пінжак.

         Пры наведванні вучнямі вучэбных заняткаў не дапускаюцца:

         спартыўнае адзенне і абутак, прызначаныя для заняткаў фізічнай культурай і спортам;

рэчы, якія маюць яркія выклікаючыя малюнкі;

         бруднае, мятае ( неахайнае ) і іншая адзенне, не прызначанае для наведвання ўстановы адукацыі;

верхняя вопратка і галаўныя ўборы;

         абільнасць біжутэрыі, наяўнасць пірсінгу, яркага экстравагантнага макіяжу і колеру валасоў, святочных прычосак і аксэсуараў, якія адлюстроўваюць сімволіку музычных гуртаў і розных напрамкаў маладзёжнай субкультуры і спартыўных клубаў.

         Спрэчныя пытанні, звязаныя са знешнім выглядам вучня, вырашае адміністрацыя ўстановы адукацыі.

 

ГЛАВА ІV

ПРАВІЛЫ КАРЫСТАННЯ ПРЫСТАСАВАННЯМІ МАБІЛЬНАЙ СУВЯЗІ ( ІНТЭРНЭТ-СУВЯЗІ )

 

  1. У будынку ўстановы адукацыі вучні абавязаны ставіць прыстасаванні мабільнай сувязі ( інтэрнэт-сувязі ) у рэжым вібравызава або бясшумны рэжым.
  2. Падчас правядзення вучэбных, факультатыўных, стымулюючых, падтрымліваючых заняткаў, заняткаў у аб’яднаннях па інтарэсах, пазакласных мерапрыемстваў прыстасаванні мабільнай сувязі ( інтэрнэт-сувязі ) павінны знаходзіцца ў прызначаным прыстасаванні (скрынцы) ў стане бясшумнага рэжыму.

        Карыстацца прыстасаваннямі мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) падчас вучэбных, факультатыўных, стымулюючых, падтрымліваючых заняткаў, заняткаў у аб’яднаннях па інтарэсах, пазакласных мерапрыемстваў можна толькі з дазволу настаўніка.

  1. Карыстацца прыстасаваннямі мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) ва ўстанове адукацыі на перапынках паміж заняткамі (званіць, адпраўляць паведамленні ) вучням дазволена выключна для аператыўнай сувязі з законнымі прадстаўнікамі, братамі (сёстрамі), іншымі блізкімі сваякамі толькі ў выпадках неадкладнай неабходнасці.
  2. У выпадку аднаразовага парушэння правілаў карыстання прыстасаваннямі мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі), вучань павінен напісаць тлумачальную запіску з указаннем прычыны парушэння дадзеных Правілаў. Класным кіраўніком (настаўнікам) вучню робіцца запіс у дзённік.
  3. Пры паўторным факце парушэння правілаў карыстання прыстасаваннямі мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) робіцца канфіскацыя тэлефона ў вучня. Ва ўстанову адукацыі запрашаюцца законныя прадстаўнікі, і пасля гутаркі з дырэктарам (членам адміністрацыі) ім вяртаецца прыстасаванне мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі). На вучня накладаецца спагнанне, вызначанае дырэктарам установы адукацыі.

 

ГЛАВА V

ЗААХВОЧВАННІ І ДЫСЦЫПЛІНАРНАЯ АДКАЗНАСЦЬ ВУЧНЯЎ

  1. У якасці заахвочвання да вучняў могуць прымяняцца наступныя меры:

аб’яўленне падзякі;

узнагароджанне граматай;

узнагароджанне каштоўным падарункам;

занясенне на дошку Гонару ўстановы адукацыі;

напісанне   ліста   падзякі   законным   прадстаўнікам непаўналетняга

вучня;

іншыя меры.

  1. Заахвочванне аб’яўляецца загадам кіраўніка ўстановы адукацыі. Выпіска з загада захоўваецца ў асабовую картку вучня.
  2. За здзяйсненне вучнем дысцыплінарнага праступка (у тым ліку неаднаразовае парушэнне Статута і Правілаў для вучняў установы адукацыі) ўстанаўліваецца дысцыплінарная адказнасць, якая выражаецца ў прымяненні да яго наступных мер дысцыплінарнага спагнання:

заўвага;

вымова;

адлічэнне.

  1. Датэрміновае спыненне адукацыйных адносін (адлічэнне) як мера дысцыплінарнага спагнання не прымяняецца да вучня, які не дасягнуў васемнаццаці гадоў і не завяршыў засваенне зместу адукацыйнай праграмы базавай адукацыі, адукацыйнай праграмы сярэдняй адукацыі.
  2. Права выбару меры дысцыплінарнага спагнання належыць кіраўніку ўстановы адукацыі.
  3. Заключныя палажэнні

        26.1. Правілы     дзейнічаюць      на        ўсёй    тэрыторыі     ўстановы

адукацыі       і  распаўсюджваюцца на ўсе мерапрыемствы з удзелам вучняў.

       26.2. Правілы       змяшчаюцца       ва      ўстанове         адукацыі         на  

прыкметным     месцы    для     агульнага  азнаямлення